Ричард Гир и Джулия Робертс в фильме "Красотка"
Работая над фильмами, голливудские сценаристы упорно трудятся над каждым словом и действием того или иного персонажа. Они неоднократно переписывают сценарии, спорят друг с другом, чтобы наконец прийти к, по их мнению, идеальному варианту. Но иногда актеры и режиссеры вносят свои правки уже непосредственно в момент съемок, импровизируя прямо на съемочной площадке. И вы наверняка очень удивитесь, когда узнаете, что некоторые из самых цитируемых фраз и запоминающихся сцен в истории кино были импровизациями. В нашем материале рассказываем о незапланированных, но вместе с тем самых запоминающихся моментах в известных фильмах.
«Красотка»
Когда героиня Джулии Робертс Вивиан получила от Эдварда Льюиса (персонаж Ричарда Гира) в подарок шкатулку с драгоценностями, которую он, отойдя от сценария, внезапно захлопнул, актриса совершенно искренне засмеялась. Таким образом, благодаря импровизации своего партнера Джулия подарила публике свой настоящий смех.
«Титаник»
Фраза «Я — король мира!», которую выкрикивает Джек, стоя на носу «Титаника», была идеей Леонардо ДиКаприо. Она очень понравилась режиссеру фильма Джеймсу Кэмерону. Кроме того, в сцене, где Джек рисует Роуз обнаженной, он допустил ошибку. Согласно сценарию, актер должен был сказать «на кровать», но в итоге он сказал «на кровать… тьфу… диван». Актер допустил ошибку и быстро исправился, а Джеймс Кэмерон решил не переснимать этот эпизод, объяснив это тем, что таким образом зрители поймут, о чем думает молодой человек.
«Бойцовский клуб»
Первый бой, где персонаж Брэда Питта Тайлер Дерден объясняет, что такое бойцовский клуб, — это частичная импровизация Эдварда Нортона и режиссера Дэвида Финчера. Изначально Нортон должен был ударить Питта по плечу, но незадолго до съемок режиссер попросил его сделать что-то неожиданное. И Эдварду ничего не оставалось, как ударить ничего не подозревающего Брэда в ухо. Так что крики Питта и извинения Нортона были настоящими.
В фильме Стивена Спилберга есть эпизод, где персонаж Тома Хэнкса (капитан Миллер) и рядовой Райан (герой Мэтта Дэймона) делятся воспоминаниями о доме. Оказывается, Дэймон сам придумал историю своего персонажа. Его монолог о братьях и юности был настолько трогательным, что трудно было поверить, что эта сцена не была частью оригинального сценария.
«Сияние»
Сложно поверить, но в сценарии Стэнли Кубрика не было эпизода, когда Джек Николсон просовывает голову в дверь. Все это — импровизация актера. А фразу «А вот и Джонни!» Николсон позаимствовал у диктора Эда МакМахона, который так представлял ведущего The Tonight Show Джонни Карсона.
«Темный рыцарь»
В сцене «Темного рыцаря», где Джокер взрывает больницу, случилась техническая накладка — несколько маленьких взрывов произошло раньше положенного, в то время как основной не раздался. Однако Хит Леджер продолжил играть, нажимая на кнопки детонатора и не подавая виду, что все пошло не по плану. В итоге все это выглядело, словно так и должно было быть по сценарию.
«Джанго освобожденный»
Когда во время своего эмоционального монолога герой Леонардо ДиКаприо разбил кулаком стакан, зрители увидели кровь, и она была настоящей. По сценарию актер должен был стукнуть рукой по столу, но промахнулся. Останавливаться Лео не стал и продолжил играть как ни в чем не бывало.
«Заводной апельсин»
В одной из самых пугающих сцен «Заводного апельсина» Алекс (Малкольм Макдауэлл) и его напарники вторгаются в дом ничего не подозревающей пары. После нескольких дублей этой сцены Макдауэлл решил немного разбавить ситуацию песней и танцем.
«Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II»
Эпизод, в котором Волан-де-Морт обнимает Драко, словно говоря «добро пожаловать домой», был идеей актера Рэйфа Файнса. По сценарию его персонаж Волан-де-Морт должен был просто пройти мимо, но Файнс подумал, что это будет слишком скучно. В результате сцена получилась довольно неловкой и жуткой, что подчеркивало тот факт, что Темный Лорд абсолютно не способен на добрые чувства.
Во впечатляющей сцене, где Капитан Америка получает свое совершенное тело, тоже есть элемент импровизации. В этом эпизоде актриса Хейли Этвелл отошла от сценария и невольно дотронулась до тела Криса Эванса. Создатели решили оставить эту сцену, чтобы показать, насколько привлекателен новый супергерой.
«Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар»
Согласно сценарию, на признание принцессы Леи в любви Хану Соло герой Харрисона Форда должен был ответить ей взаимностью. Однако актер произнес фразу «Я знаю». По мнению Форда, такие слова были более свойственны характеру его героя.
«Афера по-американски»
В фильме есть очень эмоциональная сцена, где Дженнифер Лоуренс, играющая жену главного героя, спорит со своей возлюбленной — героиней Эми Адамс. В какой-то момент спор так накаляется, что Лоуренс страстно целует Адамс и смеется. Позже Эми признавалась, что этой сцены вообще не было в сценарии — она сама ее придумала, а режиссер Дэвид О. Расселл ее поддержал.
В картине «Назови меня своим именем» одной из самых запоминающихся сцен является финальный эпизод, где персонаж Тимоти Шаламе, сидя у камина, оплакивает свою любовь. В какой-то момент актер на мгновение посмотрел прямо в камеру, что придало сцене еще большую выразительность. Этот момент был импровизацией молодого актера.
Неудивительно, что Тимоти был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» и стал самым молодым номинантом в этой категории с 1938 года.
«Таксист»
По сценарию герой Роберта Де Ниро должен был любоваться собой в зеркало, угрожая самому себе пистолетом. Однако он решил вступить в диалог со своим отражением. Когда он произнес фразу «Ты это мне говоришь?» и направил пистолет на оператора Майкла Чэпмена, тот от неожиданности довольно сильно испугался.
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Здесь речь пойдет об эпизоде, когда Индиана Джонс (Харрисон Форд) должен был сразиться со своим противником с мечом, и это должна была быть длинная сцена боя. К ее съемкам все было подготовлено, но накануне актер Харрисон Форд сильно отравился и не был готов к длительной борьбе. Поэтому вместо того, чтобы драться на мечах, он просто вытащил пистолет и застрелил своего врага.
«Крестный отец»
«Оставь пистолет, возьми канноли» — это цитата из легендарного фильма «Крестный отец» и одна из самых популярных фраз из фильма. Вторая ее часть — чистая импровизация актера Ричарда С. Кастеллано. Он должен был просто сказать «Оставь пистолет», но добавил слова про канноли, потому что вспомнил другую сцену, где жена просит его принести домой этот итальянский десерт.
«300 спартанцев»
Знаменитый крик царя Леонида «Это Спарта!», ставший одним из самых популярных мемов в интернете, — это импровизация актера Джерарда Батлера. Идея режиссера Зака Снайдера заключалась в том, что персонаж актера должен был тихо прошептать эту фразу, а затем толкнуть персидского посланника в колодец. Но актер попросил еще один дубль. По его словам, никто не ожидал, что он будет так громко кричать, поэтому его коллеги едва удержались от смеха. Но режиссеру так понравилась эта сцена, что он решил оставить ее в фильме.
«Челюсти»
В попытке снизить затраты на производство картины ее создатели старались экономить. Одна из вспомогательных лодок была слишком мала, чтобы выполнять свою функцию, поэтому все на съемочной площадке постоянно шутили по этому поводу. Коронная фраза «Вам понадобится лодка побольше» стала дежурной фразой команды фильма, обозначавшей, что что-то идет не так. Во время съемок Рой Шайдер пробовал вставить ее в несколько разных сцен, но лучше всего подошла она в эпизоде, когда он впервые увидел акулу.
«Когда Гарри встретил Салли»
Культовая сцена в закусочной, когда героиня Мег Райан изображала оргазм, не была в сценарии и появилась в результате работы целой команды. Режиссер Роб Райнер считал, что фильм должен рассказать секреты о женщинах и сексе. Мег Райан сказала, что она должна разыграть сцену в общественном месте. А ее партнер по съемочной площадке Билли Кристал придумал фразу «Мне то же, что и ей».
Сериал «Друзья»
И бонусом мы включили сюда сцену из легендарного сериала «Друзья», в котором Росс (Дэвид Швиммер) женился на Эмили (Хелен Баксендейл). Работая над четвертым сезоном шоу, сценаристы столкнулись с некоторыми сложностями, а именно не знали, как и чем его лучше завершить. Идею им ненароком подсказал сам Дэвид Швиммер. В одной из сцен он должен был произнести следующую фразу: «Машина ждет внизу, Эмили». Однако он оговорился и вместо имени Эмили произнес имя Рэйчел (героиня Дженнифер Энистон). Швиммер извинился и попросил начать заново, однако создатели шоу поняли, что именно эта оговорка прекрасно подойдет для финала сезона. Поэтому во время свадебной церемонии Росс сказал следующее: «Я, Росс, беру Рэйчел…».
Эпизод стал культовым и поворотным моментом в сюжете.