Фото: ximaginationRosmediabank.ru Путешествия – это всегда здорово! Они поднимают нам настроение, расширяют наш кругозор и предоставляют уникальную возможность попрактиковать иностранные языки или познакомиться с интересными людьми. И, тем не менее, начало или завершение любого путешествия может омрачиться различными форс-мажорными ситуациями, которые нередко случаются в аэропорту – потерей либо повреждением багажа, задержкой либо отменой рейса или даже нехваткой мест в самолете. Как же быть в таких ситуациях, и на что можно рассчитывать в случае их возникновения?
Если багаж потерялся или поврежден
К сожалению, потеря багажа либо его повреждение – явление вовсе не редкое, поэтому каждый пассажир должен знать о том, как нужно поступать в подобных ситуациях. Самое первое, что следует сделать в случае потери либо повреждения багажа в аэропорту – обратиться в расположенную прямо в аэропорту службу поиска багажа (Lost&Found). А чтобы претензия однозначно была принята, важно постараться сделать это как можно быстрее, причем не покидая зоны контроля.
Если багаж потерялся, нужно сразу же заполнить акт о неполучении багажа и детально описать потерявшийся чемодан: какого он цвета, каковы его размеры, имеет ли он какие-либо отличительные признаки, есть ли на нем наклейки и т. д. Далее пассажир должен предоставить паспорт, посадочный талон и багажную бирку.
Если человек остался без багажа в незнакомом ему городе, авиакомпании могут возместить ему приобретение товаров первой необходимости на сумму от пятидесяти до двухсот долларов (для получения подобного возмещения обязательно нужно сохранить чеки). Как правило, чемодан-потеряшка находится и передается владельцу в течение нескольких ближайших дней.
Утерянным багаж будет считаться лишь в том случае, если его поиски не дали совершенно никаких результатов на протяжении трех недель. По прошествии этого времени поиски чемодана прекращаются, и авиаперевозчик выплачивает пострадавшему пассажиру компенсацию, размер коей составляет двадцать долларов за каждый килограмм багажа. Сумма не такая уж и большая, именно поэтому опытные путешественники рекомендуют перевозить все ценные вещи только в ручной клади.
А в том случае, если багаж получил повреждения, составляется акт о ненадлежащей доставке багажа. Затем, чтобы получить компенсацию, нужно написать заявление в авиакомпанию. К этому заявлению прикрепляют акт, багажную бирку и заключение о том, что чемодан не подлежит ремонту либо чек на ремонт. Размер компенсации, причитающейся пассажиру в случае повреждения багажа либо его уничтожения, обычно не превышает 1200 евро.
Если рейс задержали
Это тоже довольно распространенная ситуация, заставляющая путешественников изрядно поволноваться. Причиной задержки рейса может быть все что угодно – и технические неисправности, и продолжительное ожидание задерживающихся транзитных пассажиров, и погодные условия, и замена воздушного судна, да и мало ли еще что. Поэтому перед тем, как отправиться в аэропорт, не помешает лишний раз уточнить время вылета рейса в соцсетях, а также на сайте аэропорта либо авиакомпании. Впрочем, иногда с пассажирами связывается и сам авиаперевозчик, правда, это возможно лишь в том случае, если они оставили какие-либо контактные данные.
В случае задержки рейса каждому пассажиру предоставляется возможность отправить два электронных письма и сделать два телефонных звонка в любую точку мира. Кроме того, через каждые несколько часов авиакомпания обязана предоставлять пассажирам задержанного рейса горячее питание. А если рейс был перенесен на следующий день, пассажиров расселяют в расположенном неподалеку от аэропорта отеле, причем им в обязательном порядке предоставляется и трансфер до этого самого отеля и обратно. В ряде случаев авиакомпания может предложить и альтернативный маршрут авиаперелета, или рерутинг.
Впрочем, если время задержки рейса превышает пять часов, то пассажир вправе потребовать от авиаперевозчика вернуть ему стоимость авиабилета и попробовать добраться до пункта назначения иным маршрутом.
Если рейс отменили
Рейс могут отменить не только в связи с внезапно возникшей форс-мажорной ситуацией, но и по коммерческим причинам. Если причиной отмены рейса стал форс-мажор (закрытие воздушного пространства, внезапная забастовка, ураган и т. д.), то пассажир вправе получить тот же самый набор услуг, что и при задержке рейса. А если рейс был отменен по коммерческим причинам (продано слишком мало билетов и т. д.), то, помимо вышеуказанного набора услуг, пассажир имеет право получить еще и дополнительную компенсацию, размер коей зависит от дальности перелета и находится в пределах от двухсот пятидесяти до шестисот евро. Избежать подобной выплаты авиакомпания может лишь тогда, когда она заблаговременно проинформировала его об отмене рейса и предложила ему какой-либо альтернативный вариант.
Если не хватило места в самолете
Ситуация, когда билетов реализовано больше, чем оказалось мест в самолете, называется овербукингом. Особенно часто с подобной неприятностью можно столкнуться в сезон отпусков. В том случае, когда спрос существенно превышает предложение, некоторые международные системы бронирования дают авиакомпаниям возможность реализовывать билеты «с запасом» — это делается в надежде на то, что не все пассажиры явятся на рейс. Как правило, овербукинг имеет место при стопроцентной явке на рейс. При этом важно учитывать, что «лишними» не могут оказаться пассажиры бизнес-класса или граждане с особыми потребностями, а также люди преклонного возраста, дети без сопровождения и семьи с детьми. Чтобы обезопасить себя от подобной ситуации, лучше всего заранее зарегистрироваться на рейс в режиме онлайн.
Если несведущих пассажиров овербукинг способен повергнуть в отчаяние, то опытные туристы нередко радуются возможности извлечь из данной ситуации определенную выгоду. Человеку, для которого не нашлось места в самолете, предлагают сразу несколько альтернативных вариантов перелета, и он имеет право выбрать наиболее удобный для себя вариант. А еще такой путешественник гарантированно получает неплохую компенсацию в размере от двухсот до шестисот евро (более точная цифра зависит от договоренности с представителем авиакомпании и от дальности перелета)!
Оказавшись в любой из вышеперечисленных ситуаций, помните, что любую ситуацию можно благополучно решить, главное – знать о том, как это можно сделать, и делать это своевременно!