Мадонна
История моды может помочь разобраться в трендах подчас лучше свежих модных журналов, ведь мода, как известно, циклична. Что все носили в десятилетие, когда родились вы или ваши родители? В серии наших новых материалов предлагаем краткий наглядный экскурс в прошлые эпохи. Сегодня смотрим на модников за период 1950—1980-х годов. Ну а в следующие выходные ждите продолжение!
1950-е
Закончилось тяжелое десятилетие, и мода 1950-х была наилучшим отражением того, как после периода лишений людям снова хотелось жить полной жизнью. Достаточно назвать лишь одно определение — new look. Приталенный силуэт от Кристиана Диора, представленный в 1947 году, определил моду эпохи и стал символом возвращения женственности.
Большинству женщин тогда предлагалось быть в роли жены, матери и хранительницы домашнего очага, но при этом оставаться ухоженной и красивой. Образ женщины должен был быть отражением успеха ее мужа, поэтому 1950-е отметились настоящим бумом в швейной промышленности. Женщины стали тратить больше времени (и денег!) на покупку самых актуальных модных вещей.
Но типичный образ домохозяйки в пышной юбке, знакомый нам с рекламных постеров того времени, далеко не единственное «лицо» 1950-х.
Мода этого десятилетия была захватывающей и разнообразной, ведь именно в это время стала укрепляться молодежная субкультура и возникло явное различие между молодежной модой и более зрелыми стилями.
Влияние на тренды оказывали также стиль рокабилли и пин-ап. Благодаря последнему в этом десятилетии одной из ключевых была именно пляжная мода. Не зря, когда сегодня речь заходит про ретрокупальники, то чаще всего имеются в виду фасоны из 50-х годов.
Субкультура рокабилли была основана на одноименном музыкальном жанре. Стиль, сочетающий в себе элементы рок-н-ролла и кантри, был очень популярен в то время, особенно среди подростков. Мода для представительниц субкультуры представляла собой смешение стиля пин-ап и образов, популярных в эпоху свинга. Девушки носили приталенные платья миди (самой модной была длина до колена) с пышной легкой юбкой, облегающие юбки-карандаши, остроконечные бюстгальтеры.
Ключевыми моделями десятилетия, кроме того, были вещи в клетку и горошек, а также с цветочным узором, укороченные свитера и кардиганы и многое другое. Важную роль играли и аксессуары — выйти без них из дома считалось просто недопустимым.
Типичными дополнениями к «парадному» образу были жемчужное ожерелье, серьги, перчатки, шляпа, туфли на каблуках. Платья на выход также украшались эффектными воротничками, большими бантами, складками и небольшими защипами.
Модными иконами в то время были актрисы Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и Грейс Келли.
1960-е
Конечно, тренды не изменились, словно по мановению волшебной палочки, в ночь на 1 января 1960 года. В начале нового десятилетия еще многие следовали моде 1950-х, но вскоре пришло время очередной революции — новое поколение устанавливало свои правила и посмеивалось над «старомодностью» своих родителей.
Изобретение мини-юбки (первенство приписывают британке Мэри Куант, но в то же время над фасоном работал и француз Андре Курреж), влияние субкультуры модов, битломания, феномен Твигги, взлет популярности женских поп-групп, таких как The Supremes и The Ronettes, появление музыкальных фестивалей — все это оказало существенное влияние на становление новых трендов.
Платья в стиле new look не исчезают, но теперь это скорее вариант вечерней одежды для вечеринок в респектабельном обществе. Молодежь переключается на мини-юбки, яркие трапециевидные платья и, конечно, брюки и джинсы. К 1960-м годам они перестают считаться моветоном в женском гардеробе и получают массовое распространение, особенно с появлением брюк клеш и развитием субкультуры хиппи. Да и в целом женский гардероб становится более практичным и повседневным.
Модным примером в это время становится первая леди США Жаклин Кеннеди. Жакеты с юбкой, платья без рукавов, скроенные по фигуре, шляпки-таблетки — ключевые детали ее узнаваемого образа начинают копировать женщины по всему миру.
На 1960-е пришел и расцвет футуристической моды — космическая гонка, мечты о покорении других планет, фантастические фильмы и романы не могли не повлиять и на дизайнеров. Добавим сюда и возросший интерес к синтетическим нетканым материалам вроде винила и полиэстера, нейлона и спандекса, с которыми много экспериментировали дизайнеры той эпохи, такие как Пако Рабан и Андре Курреж.
Популярной верхней одеждой становятся пластиковые плащи и шубы из крашеного меха, а модная обувь непременно должна была быть сделана из лакированной кожи или иметь флуоресцентный блеск. На пике моды были и белые короткие сапоги на плоской подошве — их придумал и популяризировал также Курреж, который считал каблуки архаизмом.
Вдохновляли модниц теперь не столько актрисы, как в прошлом десятилетии, сколько модели — Твигги, Джин Шримптон, Коллин Корби, Пенелопа Три и Верушка.
Можно сказать, что в 1960-е стала формироваться и фестивальная мода, какой мы ее знаем теперь. В ту эпоху стала популярной идея мультикультурализма, и вдохновение многие черпали в традиционной одежде Непала, Индии, Бали, Марокко и африканских стран.
Пончо, ожерелья с медальонами, кафтаны и туники, куртки с бахромой, рубашки с психоделическими принтами — все это стало основой стиля хиппи и стало определять моду в конце 1960-х. Ну а благодаря легендарному фестивалю «Вудсток», состоявшемуся в 1969 году, эти образы закрепились и в поп-культуре, ведь масштабное мероприятие стало, по сути, прародителем всей музыкальной фестивальной культуры.
1970-е
Это десятилетие часто описывают как время буйства «ужасной» моды. Кажется, люди просто не знали, каким трендам следовать, и лихо смешивали все самое яркое сразу. Психоделические узоры ядовитых оттенков были и на женской, и на мужской одежде, а дополняли это великолепие яркие облегающие фигуру клеши, вязаные жилетки и кардиганы, дубленки и, конечно, блеск, ведь именно в 1970-е в моду стал входить стиль диско.
Настоящей It-вещью десятилетия стал комбинезон, причем носили его опять же и мужчины, и женщины. Стирание границ в мире моды, до этого разделенного по половому признаку, вообще одна из самых ярких примет десятилетия. Мужчины стали носить обувь на платформе, декольте, а одежда отличалась кроем по фигуре: приталенные пиджаки, облегающие майки (они перестали считаться нижним бельем — теперь их можно было носить напоказ), рубашки и брюки.
Серьезно расширилась и цветовая палитра в мужском гардеробе — то, что раньше приняли бы за сценический костюм, теперь было вполне повседневной модой. Ну а в женском гардеробе окончательно закрепляется любовь к брюкам: джинсы, брючные костюмы, жакеты становятся основой базовых образов.
К концу 1970-х брючный костюм уже допускался и как формальная деловая одежда для женщин. Ответственным за модный переворот стал Ив Сен-Лоран — его женский смокинг произвел настоящий фурор. Ношение брючного костюма в то время можно было смело приравнивать не столько к модному, сколько к политическому и феминистскому заявлению. Количество работающих женщин росло, в то время как доминировали в этой сфере по-прежнему мужчины.
Костюм для женщин стал своеобразным символом того, что они могут быть такими же серьезными и успешными в делах, как и мужчины. Поддерживали тренд и такие фильмы, как «Энни Холл», где героиня носила подчеркнуто мужскую одежду.
Но не стоит думать, что из-за важных социальных изменений 70-е были слишком серьезными. Было место и безудержному веселью, ведь это начало эпохи диско!
Хотя в 1970-е было немало популярных рок-групп, жанр легкой танцевальной музыки покорил меломанов. Молодежь теперь проводила время в ночных клубах, где танцевала до упаду. В 1977 году открылся легендарный клуб Studio 54, куда мечтали попасть все тусовщики, в том же году вышел и фильм «Лихорадка субботнего вечера», который стал прижизненным памятником культуре диско.
Новые условия досуга быстро сформировали и требования к модной одежде: она должна была быть яркой и заметной в приглушенном свете, при этом не должна была стеснять движений. Настоящей звездой стиля диско стало платье с запахом. Универсальная вещь идеально подходила и для формальных дневных образов, и для ночных танцев. Модными, конечно, стали и блестящие материалы вроде люрекса или атласа, и ткани, расшитые блестками.
Впрочем, и рок был не лишен блеска — на пике популярности был стиль глэм-рок, особенно на британской сцене. Кумирами были Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри, в то время являвшиеся главными амбассадорами андрогинного стиля, ключевыми элементами которого были вещи из бархата, рубашки с рюшами, обувь на платформе и даже платья.
На 1970-е пришелся и расцвет японской моды, обусловленный экономическим ростом в Стране восходящего солнца, который начался еще в конце 1960-х. Именно японские дизайнеры оказались в авангарде индустрии, а европейскую моду захватил интерес к национальным элементам. Например, в этот период стали модными кимоно и принты в японском стиле, а звезды лишь делали тренд еще более популярным. Тот же Меркьюри выходил на сцену в характерных нарядах, а над костюмами для Боуи работал японский дизайнер Кансай Ямамото.
В 1975 году стала зарождаться и новая субкультура, которая вскоре также окажет серьезное влияние на тренды. Пожар вспыхнул сразу в двух очагах: в клубе CBGB в Нью-Йорке (многие именно его считают местом рождения панка) и на Кингс-роуд в Лондоне.
К обоим «возгораниям» был причастен Малкольм Макларен, который сначала был менеджером бунтарской группы New York Dolls (музыканты выступали в красных кожаных штанах на фоне серпа и молота), потом открыл в Лондоне винтажный магазин, впоследствии названный Sex, ну а мировую известность приобрел в качестве менеджера панк-группы Sex Pistols. Вместе с ним прославилась и Вивьен Вествуд, которая создавала одежду для группы и стала архитектором стиля панк.
Уличная панк-мода обычно состояла из рваной одежды, черных водолазок, облегающих джинсов, узких кожаных штанов, кожаных курток (их украшали цепями, шипами, английскими булавками, заклепками и рисунками или табуированными посланиями, выполненными краской), ошейников, шотландской клетки и ботинок Dr.Martens.
Необработанные края и торчащие наружу швы на визуальном уровне закрепляли то, что декларировала панк-музыка: быть неидеальным — нормально.
1980-е
Сегодня 1980-е ассоциируются у нас с пестрыми вещами, но на самом деле в начале десятилетия в моде ненадолго воцарился минимализм — нужна была пауза после доминирования ослепляющего стиля диско. Но одержимость яркими цветами все-таки победила и даже стала еще более очевидной.
В 80-х все должно было быть доведено до предела: набивные плечи, широкие лацканы, крупная блестящая бижутерия. Благодаря таким телешоу, как «Династия» и «Даллас», эффектные гламурные образы становятся символом богатства и успеха.
В моде длинные пальто, двубортные жакеты; клеш окончательно выходит из трендов — его заменяют обычные джинсы и слегка зауженные брюки, юбки миди и мини конкурируют за внимание модниц: популярны оба фасона.
Для элегантных образов примером для подражания становится принцесса Диана, ну а модным кумиром молодежи является молодая певица Мадонна, которая произвела фурор со своим хитом Like a Virgin. Миллионы девушек во всем мире подражали знаменитости: носили короткие юбки, надетые на легинсы, огромные украшения, резиновые браслеты, похожие на желе, кружевные перчатки, юбки из тюля и ремни.
Благодаря Мадонне становится модной и демонстрация нижнего белья — популярны топы-бюстье, сетчатые топы, сквозь которые виден бюстгальтер.
Впрочем, во второй половине 80-х влияние молодежи на формирование трендов несколько ослабло. Западное общество переживало экономический бум, поэтому основными потребителями стали зрелые люди, которые были более стабильны в финансовом отношении. Одним из символов 80-х стала Маргарет Тэтчер, лидер британской Консервативной партии. Костюмы, которые она носила, обычно были однотонными с юбкой ниже колена.
Power dressing — солидная, элегантная одежда, подчеркивающая статус сильной деловой женщины, — одно из главных направлений в моде 80-х.
Но на всякое действие найдется и свое противодействие — пока мир взрослых был респектабельным и роскошным, молодежь продолжала гнуть свою линию. Это десятилетие отметилось расцветом самых разных субкультур. В один отрезок времени сосуществовали панки, скинхеды, неоромантики, готы, вернулась мода на стиль рокабилли, на арену уличной моды вышли скейтеры и рэперы.
Именно в этот момент начинает формироваться закрепившийся затем за уличной модой тренд на оверсайз: для кульбитов на доске требовалась простая и удобная одежда. Подростки отдавали предпочтение мешковатым штанам, свободным футболкам с яркими принтами, клетчатым рубашкам, кедам и баскетбольным кроссовкам.
На формирование трендов стал оказывать большое влияние спорт. Популярность аэробики, баскетбола и других видов спорта вывела спортивную одежду из ниши.
Теперь вещи, которые раньше могли пригодиться только на тренировке, активно включаются в повседневные образы. Вспомним, что велосипедки и худи носила даже принцесса Диана! Если и королевские особы поддались тренду, можно представить уровень популярности таких нарядов среди обычных людей.
Ну а на подиумах продолжался победный марш японских дизайнеров, окончательно завороживших европейскую публику. В 1981 году в Париже состоялся первый европейский показ Comme des Garçons РэяКавакубо, следом свою коллекцию представляет Едзи Ямамото.
Их одежда производит фурор и приводит публику в смятение. Деконструированные асимметричные вещи, модели без макияжа — все это было не похоже на то, что привыкли видеть на парижских подиумах. Критики сравнивали одежду с обносками бедняков, но «японская революция» все-таки свершилась.
Свежий взгляд японских дизайнеров навсегда поменял эстетику моды, вдохновив и европейских дизайнеров на эксперименты. В середине 80-х новым событием в мире моды стала знаменитая «Антверпенская шестерка», куда вошли выпускники класса Линды Лоппы в Королевской академии изящных искусств в Антверпене: Анн Демельмейстер,Дрис ван Нотен,Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Дирк ван Саен и Марина Йи. Во время обучения преподаватели как раз поощряли интерес студентов к японской моде.