Как поговорить с ребенком о пищевом поведении – советует психолог

0

Трудно начинать этот разговор. Особенно с учетом слов «расстройства пищевого поведения», «анорексия», «булимия» и того факта, что проблемы с едой, приобретенные в детстве, до сих пор есть у многих взрослых. Выходит, мы не то что объяснять детям – сами-то не всегда можем понять, как это все устроено, и что надо рассказать детям, чтобы у них было лучше, чем у нас. Давайте разбираться вместе. Но прежде – запасемся терпением. Формирование пищевых привычек занимает время. Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ваши усилия очевидно впустую – не опускайте руки, это лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров до устойчивого эффекта.

Когда начинать говорить?

Начинать в любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Хорошие моменты для разговора:

  • покупки в магазине (если ребенок маленький, для начала расскажите о видах продуктов, если постарше – привлеките к чтению состава на этикетках и т. д.);
  • приготовление еды дома (можно начать с белков, жиров и углеводов и с того, сколько калорий добавляется к картошке, если ее пожарить на масле);
  • ситуация переедания, пищевой аллергии или отравления (если это есть у самого ребенка, то не в острый период, когда все болит или чешется, а тогда, когда он уже в состоянии слушать и ему интересно, почему так получилось);
  • вопросы ребенка про очень полных или очень худых людей (избегайте стигм и оценок при объяснении, это важно для того, чтобы у ребенка не было сложностей со своим внешним видом);
  • реклама еды или реклама, где используется еда (с подростком, например, можно рассуждать о том, как реклама влияет на рост статистики по ожирению);
  • путешествия и пробы новых незнакомых продуктов;
  • замеченные случаи эмоционального заедания (важно вовремя это заметить и, не ругая, объяснить, как устроен этот механизм и что сделать в следующий раз).

Getty Images

Что говорить?

Есть два блока сведений, которые желательно постепенно передать детям. Эти блоки – не «энциклопедия всего», а только базовые сведения, которых достаточно, чтобы ребенок при непонятном инциденте смог найти дополнительные разъяснения – у взрослых, в Интернете или в книгах.

Информация о еде и обо всем, что с ней связано

Общее и группы продуктов

Что такое еда? Это «горючее» для тела и для мозга, с помощью которого мы живем, думаем и двигаемся. Еда бывает разная, ее принято делить на группы. Как правило, наше тело разбирается в том, какой группы продуктов сейчас ему не хватает, и умеет подавать такие сигналы в мозг, чтобы мы захотели именно этой еды. Некоторые продукты нужны нам для здоровья или роста, а некоторые не так уж и нужны, скорее, они приятны на вкус и радуют нас, но в больших количествах могут перегружать наше тело. Такие продукты лучше всего есть не постоянно, а иногда.

Обмен веществ

Чтобы тело работало хорошо, в него постоянно приходят и из него уходят разные вещества. Наш организм получает из них воду, белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы, ненужные остатки выводит, а часть откладывает в запасы. Это и есть обмен веществ. Иногда обмен веществ нарушается – например, тело может начать откладывать слишком много запасов.

Белки-жиры-углеводы

Белки нужны, чтобы тело могло расти и строить себя, а еще чтобы заменять износившиеся стройматериалы, чтобы носить вещества по крови, чтобы создавать антитела, которые борются с вирусами и бактериями.

Жиры – вещества, в которых наше тело запасает энергию «на потом». Но у них есть и другие функции: защищать тело и внутренние органы «подушечками», удерживать тепло, делать волосы и кожу гладкими.

Углеводы. В основном они и есть «бензин» для тела, с их помощью мы хорошо соображаем, а также двигаемся. Организму также нужны дополнительные вещества – микроэлементы и витамины. И Вода. Чтобы тело могло делать все, что нужно, ему требуется достаточно воды. Взрослым – 1,5–2 литра в день, детям поменьше.

Getty Images

Принципы питания

Отношения с едой

Мы все что-то думаем и чувствуем в связи с едой. Это называется «отношения с едой», и они такие же сильные, как и наши отношения с людьми. Чем больше мыслей и чувств про еду, тем сложнее ее переваривать, потому что мозг в тот же самый момент управляет желудком и кишечником, и, если он загружен сложными эмоциями, эффективность переваривания снижается.

Еда и общество

То, какую еду человек предпочитает и как себя ведет, когда ему хочется что-то съесть, формируется постепенно, и в этом участвуют другие люди. В первую очередь, это близкие – в основном мы едим примерно так же, как едят в наших семьях. Но и общество тоже может влиять на нас.

На нас влияет реклама еды. Рекламируют в основном не ту еду, которая нам необходима, а еду, которая вкусная и сладкая, но которую нежелательно есть слишком часто. Но из-за того, что в рекламе ее показывают красивой и аппетитной, а едят ее довольные и счастливые люди, нам хочется есть ее чаще. Заводы и фабрики, где делают еду, тоже могут влиять на нас – добавляя в еду вещества, которые делают ее более сладкой и жирной. Всем хочется получать удовольствие во время еды, поэтому сладкое и жирное люди едят охотнее.

Еще на нас влияет мнение общества о том, что очень худые люди красивые, а люди с лишним весом некрасивы. На деле красота не зависит от веса, она идет изнутри. Но многие нехудые люди, у которых на теле есть жир (даже дети!), начинают думать, что они некрасивые, и есть меньше, чтобы стать очень худыми.

Основные проблемы, связанные с едой

Еда может не только насыщать, но и дарить удовольствие, отвлекать, утешать. Иногда еда становится единственным способом почувствовать что-то приятное или уменьшить плохие чувства. Это называется «сложные отношения с едой», а то, как ведут себя люди, когда им нужно что-то съесть и получить эмоции, называется «нарушение пищевого поведения». Если есть какая-то проблема, связанная с чувствами и мыслями про еду, нужно рассказать об этом близким и вместе постараться решить ее. Иногда бывает нужна помощь консультантов по питанию и психологов.

Чего избегать?

Вот небольшой список того, что, согласно исследованиям, негативно влияет на отношения детей и взрослых с едой и с самими собой:

  • Присвоение еде ярлыков «плохая», «хорошая», «вредная», «полезная», «запрещенная» и пр.
  • Вознаграждение едой (сладостями или чем угодно, в т. ч. вознаграждение десертом за съеденный обед).
  • Похвала за то, что ребенок все доел, и поощрение доедать. Всем известное «Общество чистых тарелок», куда без него.
  • Попытки решить за ребенка, сколько и чего ему съесть. Сюда же – неприятие отказа ребенка есть какой-либо продукт или блюдо. сравнение ребенка с другими, «более правильными» едоками.
  • Пропаганда диет для похудения в любом виде (кроме медицинских диет при определенных заболеваниях). дразнилки и высмеивание детей в связи с тем, как и что они едят.
  • Осуждение выборов ребенка, связанных с едой и пищевым поведением.
  • Отказ объяснять что-либо, связанное с едой и пищевым поведением.

Почему стоит объяснять? Потому что, во-первых, дети более склонны принять новый продукт или идею, когда что-то о них узнают. Во-вторых, мы растим уникальное поколение детей, которым нужно все понимать. Им уже недостаточно слов «это так, потому что я так сказала». Нет, им нужно знать, почему. Иногда они даже будут спорить, и это прекрасно.

Этот навык – анализировать, прежде чем выполнять, – пригодится им в будущем. Вот только нам с вами непросто его развивать. Объяснять про еду нужно, чтобы стимулировать дальнейшее желание узнавать и чтобы у ребенка не сформировалась выученная беспомощность «я ничего не знаю про то, чего хочу я сам, мое дело – слушаться».

Заказать книгу можно на сайте издательства.

Источник

Leave A Reply